Поиск по сайту
  1. КОНСУЛЬТАЦИИ ДОКТОРА КИТАЙСКОЙ АСТРОЛОГИИ
  2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СИСТЕМЕ ФЭНШУЙ (風水)
  3. РЕКОМЕНДАЦИИ ВРАЧА-АСТРОПСИХОЛОГА
  4. ТАКТИКА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ
  1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В КОНКРЕТНЫЙ ПЕРИОД
  2. ПОМОЩЬ В РАБОТЕ С КОЛЛЕГАМИ И ПАРТНЕРАМИ
  3. ПОМОЩЬ В СЕМЕЙНЫХ ВОПРОСАХ, РАБОТА С ПАРАМИ
  4. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПУТИ

62 «Цзе» Вода над Озером (№60)

Цзе. (Ограничение. Свершение). Горе ограничено. «Оно» не может быть стойким. 62 «Цзе» Вода над Озером (№60)

I. В начале девятка. Не выйдешь из внутреннего двора.

– Хулы не будет.

II. Девятка вторая. Не выйдешь из внешнего двора.

– Несчастье.

III. Шестерка третья. «Если» не «будешь» ограничиваться, то «будет о чем» вздыхать.

– Хулы не будет.

IV. Шестерка четвертая. Успокоишься в ограничении.

– Свершение.

V. Девятка пятая. Сладкое ограничение.

– Счастье.

«Если» отправишься – будет награда.

VI. Наверху шестерка. Горькое ограничение.

– Стойкость – к несчастью. Раскаяние исчезнет.

(№60) Цзе. Ограничение

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта вода ограничена, то могла появиться мысль – вода эта разольется, иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма Кань («вода») помещена над триграммой Дуй («водоем»). Так вода введена в русло, введена в берега, т.е. дано ограничение.

Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание новых ценностей, а если бы не было ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше.

Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте говорится: Ограничение.

Свершение.

Горе ограничено.

(Оно) не может быть стойким.

1 На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной замкнутости.

Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к неблагоприятным последствиям.

Однако, поскольку рассматривается как необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга перемен» говорит о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте мы читаем: В начале сильная черта.

Не выйдешь из внутреннего двора.

Хулы не будет.

2 Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего окружения, который требуется в таком периоде времени, это привело бы лишь к несчастью. В тексте сказано: Сильная черта на втором (месте).

Не выйдешь из внешнего двора.

Несчастье.

3 На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной ситуации этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать. Ибо если он не будет ограничивать сам себя, то, безусловно, будет совершать поступки, стоящие в противоречии с такой же необходимостью выхода вовне у других людей. Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из создавшегося положения. В таком отношении находится последнее замечание данного афоризма к его первому утверждению. В тексте это сказано так: Слабая черта на третьем (месте).

(Если) не (будешь) ограничивать (себя), то (будет о чем) вздыхать.

Хулы не будет.

4 Все, что должно было быть сделано во внутренней жизни, здесь является достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить пределы своей деятельности, то может достичь того спокойствия, которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих поступков.

Поэтому в тексте говорится: Слабая черта на четвертом (месте).

Успокоишься в ограничении.

Свершение.

5 Характерная черта пятой позиции – это уравновешенность, одинаковая удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне, и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем ограничении. С другой стороны, пятая позиция предназначена для широкого действия во внешнем. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела – такие, которые вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте сказано: Сильная черта на пятом (месте).

Сладкое ограничение.

Счастье.

(Если) выступишь, (то) будет похвала.

6 Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.

Поэтому ограничение воспринимается как нечто внешнее. Символически это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией всей гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть пережито как некое давление извне и осознается лишь как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком состоянии может вызвать лишь несчастье.

Здесь следовало бы принять во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть.

Потому в тексте следует видеть два афоризма: один – характеризующий объективность данной ситуации, и второй – об отсутствии раскаяния как результате правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте написано: Наверху слабая черта.

Горькое ограничение.

Стойкость – к несчастью.

Раскаяние исчезнет.

^ ВВЕРХ