Поиск по сайту
  1. МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СО СТАЖЕМ РАБОТЫ ОТ 10 ЛЕТ
  2. УНИКАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ
  3. ГИБКАЯ АДАПТАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЛЕЧЕБНЫХ ПРОЦЕДУР
  4. КОМБИНАЦИЯ «ВОСТОЧНЫХ» И «ЗАПАДНЫХ» МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ
  1. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИ У ВСЕХ КЛИЕНТОВ
  2. САМАЯ ГУМАННАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА СРЕДИ АНАЛОГИЧНЫХ ЦЕНТРОВ
  3. НЕНАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС, НА ЗВОНКИ ОТВЕЧАЕТ ВРАЧ
  4. УДОБНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ, БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Лечение нарушения осанки

Лечение нарушения осанки Лечение нарушения осанки Лечение нарушения осанки

Содержание

Осанка — привычное положение тела непринужденно стоящего человека — формируется в процессе физического развития ребенка и развития у него статико-динамических функций. Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения и стояния постепенно образуются физиологические кривизны позвоночника — изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед (шейный лордоз), изгиб в поясничной области выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвоночных дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы и центральную нервную систему. Условия внешней среды (продолжительность и величина нагрузки, положение корпуса при учебных занятиях, работе) и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого и тазового пояса, может возникнуть наклонность к асимметричному положению тела.

Причины нарушений осанки

Порочное положение тела при стоянии и сидении постепенно принимает характер стереотипа, и эта неправильная привычная установка может закрепиться. Наиболее типичные отклонения в осанке — сутулость, круглая, плоская спина, крыловидные лопатки, поясничный гиперлордоз. К дефектам осанки, связанным с изменением положения плечевого пояса, относятся сведенные вперед и свисающие плечевые суставы, крыловидные лопатки.

Большую роль в образовании подобных отклонений в положении плечевого пояса играет недостаточно гармоничное (неравномерное) Развитие определенных мышечных групп, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Формирование крыловидных лопаток, например, связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной и передней зубчатой мышц. Сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а свисающие плечи — результат недостаточной тяги верхней части трапециевидной и передней зубчатой мышц.

Некоторые нарушения осанки возникают в связи с изменением положения таза, а именно с изменением угла наклона его. При увеличении угла наклона переднего полукольца тазового пояса наблюдается усиление поясничного изгиба позвоночника (лордоз). Изменение положения таза может быть связано со снижением силы мышц, поддерживающих таз в положении равновесия — прямых мышц живота и задней группы мышц, перекидывающихся с таза на бедро и голень (ягодичные мышцы и сгибатели коленного сустава).

Необходимо иметь в виду, что подобное изменение осанки может зависеть и от других причин: смещения у тучных людей траектории тяжести тела кпереди, которое выравнивается путем прогибания в поясничной области; ношения обуви на высоких каблуках и др.

Усиление поясничного лордоза отмечается и при некоторых патологических состояниях, например при двустороннем врожденном вывихе бедер, параличе ягодичных мышц у больных полиомиелитом. Усиление физиологических кривизн позвоночника особенно часто бывает связано с нарушением условий статической нагрузки на фоне сниженной функциональной способности мускулатуры.

К порочным положениям тела при сидении, принимаемым при учебных занятиях, следует отнести посадку с сильно согнутым вперед туловищем. Это положение может быть связано с сидением на далеко отставленном стуле или занятиям за слишком низким столом, а также с большим расстоянием книги или тетради от ребенка.

Большую роль играет функциональное состояние мускулатуры. При слабом развитии мышц спины быстрее развивается их утомление, корпус ребенка при сидении принимает согнутое положение и удерживается преимущественно силой натяжения связочного аппарата позвоночника. Положение с согнутым туловищем может возникнуть также при стоянии (так называемая вялая осанка). У физически слабых детей иногда наблюдается сглаженность физиологических изгибов позвоночника (плоская спина).

Предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий: 1) организации благоприятных для ребенка условий внешней среды (условий статической нагрузки); 2) улучшения физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.

Большое влияние на правильное развитие организма ребенка, являющееся одним из основных условий предупреждения возникновения различных нарушений осанки, оказывает общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, гигиена сна, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание учебы и отдыха, использование средств закаливания и др. Следует подчеркнуть значение для детей дневного отдыха и необходимость сна на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.

Существенную профилактическую роль играет соблюдение специального режима, оказывающего благоприятное влияние на статику ребенка. Необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций, начиная с младшего ясельного возраста: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навык ползания, стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями ребенка. Для предупреждения нарушений осанки у детей младшего возраста имеют значение, помимо рациональной мебели, достаточно просторная одежда, правильное положение и длина резинок для чулок. Начиная с дошкольного возраста особенно большое значение приобретает выработка у ребенка правильного положения тела при стоянии и сидении. При этом весьма важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, часть из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, привычка сидеть с согнутым корпусом и расслабленными мышцами спины при учебных занятиях), часть же связана с нарушением правил школьной гигиены (например, отсутствием соответствия между высотой стола и стула).

Определенное профилактическое значение имеет уменьшение длительности статической нагрузки (стояние, сидение) при слабом физическом развитии ребенка. При наклонности к сутулости снижение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем проведения учебных занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), позволяющей ребенку отклонить корпус назад и опереться на спинку стула.

У подростка и взрослого можно также воспитать правильную осанку, вырабатывая рациональную позу при работе за верстаком, у станка, при канцелярских занятиях.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мускулатуры, так как активное удержание корпуса, плечевого, тазового пояса и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для осуществления этой цели должны быть использованы дифференцированно подобранные упражнения утренней гигиенической гимнастики, физкультминутка во время уроков, перерывы между уроками, насыщенные физическими упражнениями прикладного и игрового характера.

В условиях школы следует обратить внимание на проведение во время учебных занятий физкультминутки, имеющей значение активного отдыха и способствующей восстановлению работоспособности мышц спины, а также физических упражнений на воздухе и в перерывах между уроками. Для этого необходимо, чтобы на школьном участке были установлены соответствующие снаряды (качели, вертикальные и горизонтальные лестницы, перекладины, бревно для балансирования и др.).

В общем комплексе средств, воздействующих на физическое развитие, особенно большая роль принадлежит правильно построенному уроку физкультуры, цель которого заключается в оказании общеукрепляющего влияния на организм ребенка, а не в выработке узких двигательных навыков спортивного характера. Правильный подбор спортивных упражнений, воспитание интереса к ним у школьника, внедрение их в режим дня ребенка также окажут большое влияние на его правильное и гармоничное развитие.

В утренней гимнастике внимание должно быть акцентировано на упражнениях, укрепляющих мышцы, сближающие лопатки, расширяющие грудную клетку, а также на упражнениях, усиливающих длиннейшие мышцы спины (разгибатели корпуса) и брюшной пресс. В связи с этим целесообразно физические упражнения производить не только стоя, но также из положений лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и включить в комплекс упражнения с гимнастической палкой. Приводим примерный комплекс упражнений.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ ОСАНКИ

1. ИП — стоя, руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток — вдох; возвращение в ИП — выдох (4—5 раз).

2. ИП — стоя, руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад (8—10 раз). Дыхание произвольное.

3. ИП — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса вперед с прямой спиной — выдох; возвращение в ИП — вдох (4—5 раз).

4. ИП — стоя, руки за спиной. Наклоны корпуса вправо и влево (5—6 раз). Дыхание произвольное.

5. ИП — стоя с палкой в руках. Приседание с прямым корпусом и вытягиванием рук вперед — выдох; возвращение в ИП — вдох (4—5 раз).

6. ИП — стоя с палкой в руках. Поднимание палки вперед вверх — вдох; возвращение в ИП — выдох (4—5 раз).

7. ИП — лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание ног вверх (3—4 раза).

8. ИП — лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса — вдох; возвращение в ИП — выдох (3—4 раза).

9. ИП — стоя, руки на поясе. Поскоки с последующей ходьбой (30 с — 1 мин).

10. ИП — стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны — вдох; сведение — выдох (3—4 раза).

Использование перечисленных групп мероприятий достаточно для поддержания правильного физического развития здорового ребенка. Для детей с отклонениями со стороны общего физического развития, сниженной функциональной способностью определенных мышечных групп и недостаточной выносливостью к физической нагрузке должны быть организованы в школе дополнительные занятия физкультурой со специальной направленностью.

Подобные мероприятия имеют особенно большое профилактическое значение для детей, ослабленных недавно перенесенными заболеваниями, а также страдающих недостаточностью сердечно-сосудистой системы. Специальные физические упражнения, подобранные с учетом имеющихся у ребенка отклонений со стороны общего здоровья и физического развития, могут выполняться не только в условиях школы, но и дома в виде самостоятельных занятий.

Так, детям с наклонностью к сутулости (усиление общего изгиба позвоночника назад) и круглой спине (усиление грудного кифоза преимущественно в верхнем отделе позвоночника) особенно показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника (а не в более подвижной поясничной).

Детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.

При свисающих плечевых суставах полезны отведение рук через стороны вверх, поднимание надплечий, вытягивание рук вверх с противодействием.

При наклонности к лордозированию позвоночника целесообразно из положения лежа на спине производить попеременные движения ногами («велосипед», попеременное поднимание прямых ног), переходить из положения лежа в положение сидя, а также разгибать ноги в тазобедренных суставах из положения стоя и лежа на животе, что укрепляет ягодичные мышцы. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напряжения определенных мышечных групп полезны упражнения с легким отягощением (гантель массой 0,5—1 кг, медицинбол массой 1—2 кг в зависимости от возраста ребенка). Выработке более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой (например, передача ее в колонне по одному через голову), переброской мяча, а также упражнения с самокоррекцией перед зеркалом.

Выработке правильной осанки способствуют также упражнения в балансировании и на равновесие (например, упражнения на бревне, на рейке гимнастической скамейки). Для улучшения осанки следует подчеркнуть пользу порядковых упражнений (построение, повороты, ходьба и др.).

С целью выработки хорошей осанки, а также для проверки правильности ее могут быть использованы специальные тесты. Например, ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодичная область, голени, и делает шаг вперед, стремясь сохранить правильное положение тела.


При лечении нарушений осанки необходимо соблюсти следующие условия:

(лучше всего подходит вытяжение в сочетании с методами лечебной физкультуры)

Лечение нарушений осанки методами восточной медицины

Иглотерапия при нарушениях осанки

Массаж и мануальная терапия при нарушениях осанки

Гирудотерапия при нарушениях осанки

Традиционная тибетская фитотерапия при нарушениях осанки

Стоунтерапия при нарушениях осанки

Применение горячих и холодных камней имеет эффект «гимнастики» для сосудов. Массаж с применением камней более легок для массажиста и соответственно более продолжителен по времени. Применение горячих камней в проекции аккупунктурных зон способствует тонизации энергии «Ян». А процедура стоунтерапии, проводимая камнями через ткань, имеет прекрасный расслабляющий эффект.

Вакуум-терапия при нарушениях осанки

Методы активной вакуум-терапии (баночного массажа) позволяют дополнительно усилить дренаж мягких тканей, вызывает местное сосудорасширение, положительно влияет на состояние кожных пор и выделение кожного сала.

Проведение вакуум-процедур в проекции любого отдела позвоночника способствует уменьшению локальных жировых отложений, что положительно сказывается на амплитуде движений соответствующего сегмента, что, в свою очередь, улучшает обменные процессы и уменьшает локальные застойные явления.

Методы пассивной вакуум-терапии, кроме всего перечисленного, позволяют безболезненно формировать рассеянные подкожные гематомы, что эффективно заменяет иммуномоделирующее действие старой доброй аутогемотрансфузии.


Су-Джок терапия при нарушениях осанки

Су-Джок терапия, используя принцип «подобия», позволяет воздействовать на больной орган, часть тела, меридиан, точку и даже чакру! Это своего рода подвид рефлексотерапии, часто позволяющий проводить лечебное воздействие без отрыва пациента от решения собственных повседневных задач.

Настоятельно рекомендуем попробовать использовать некоторые принципы Су-Джок терапии самостоятельно (конечно лучше после консультации специалиста). В настоящее время выпущено огромное количество литературы по системе Су-Джок для «немедиков», где в простой и доступной форме даются рекомендации по лечению ряда патологических состояний. Рекомендуемый источник: книги выпущенные Су-Джок Академией города Москва (Твист для всех, Большой палец – голова, Йога улыбки и др.).

Лечение нарушения осанки в Санкт-Петербурге

Консультация по поводу лечения методами традиционной восточной медицины (точечный массаж, мануальная терапия, иглоукалывание, фитотерапия, даосская психотерапия и другие немедикаментозные методы лечения) проводится в Центральном районе Санкт-Петербурга (7-10 минут пешком от станции метро «Владимирская/Достоевская»), с 9.00 до 21.00, без обеда и выходных.

Уже давно известно, что наилучший эффект в лечении заболеваний достигается при сочетанном использовании «западных» и «восточных» подходов. Значительно уменьшаются сроки лечения, снижается вероятность рецидива заболевания. Поскольку «восточный» подход кроме техник направленных на лечение основного заболевания большое внимание уделяет «чистке» крови, лимфы, сосудов, путей пищеварения, мыслей и др. – зачастую это даже необходимое условие.

Консультация проводится бесплатно и ни к чему Вас не обязывает. На ней крайне желательны все данные Ваших лабораторных и инструментальных методов исследования за последние 3-5 лет. Потратив всего 30-40 минут Вашего времени вы узнаете об альтернативных методах лечения, узнаете как можно повысить эффективность уже назначенной терапии, и, самое главное, о том, как можно самостоятельно бороться с болезнью. Вы, возможно, удивитесь - как все будет логично построено, а понимание сути и причин – первый шаг к успешному решению проблемы!

^ ВВЕРХ